|
|
|
|
27 января 2026 , Frank Media
Инициативу уже одобрили профильные ведомства
Минфин предложил внести изменения в статью 5 закона «Об аудиторской деятельности» и отменить обязательный аудит личных фондов, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники. Один из них добавил, что правительственная комиссия по законопроектной деятельности 26 января одобрила предложенные поправки.
Согласно закону, сейчас любые фонды, за исключением государственных внебюджетных, международных и организаций по управлению целевым капиталом, поступления в которые за прошлый год превысили 3 млн рублей, должны проходить обязательный аудит. Минфин предлагает исключить из этого правила личные фонды, но оставить общественно полезные — те, что занимаются благотворительностью или социальной деятельностью.
В пояснительной записке министерство апеллирует к тому, что деятельность личных фондов не представляет интереса для широкого круга лиц, а возмездный характер аудиторских услуг создает «финансовое обременение» имущества и доходов фонда. Представитель ведомства в разговоре с газетой заявил, что отмена проверки личных фондов не приведет к негативным последствиям, поскольку аудит реализует общественный интерес, а личные фонды — частный.
Более того, гражданский кодекс содержит ряд требований об обязательных проверках, которые останутся в силе, указывает газета. Речь идет о проверках, инициированных по требованию выгодоприобретателя, налоговом и прокурорском контроле, а также проверках на предмет противодействия отмыванию денежных средств.
Поправки Минфина одобрили Минэк, ЦБ, ФНС, Росфинмониторинг. В Минэке отдельно подтвердили, что предложенная Минфином инициатива согласована.
Согласно данным ФНС, на которые ссылается газета, на 26 января 2026 года в России действуют 577 личных фондов. Для сравнения, в 2023 году их было всего 16. Чаще всего они используются для семейного и наследственного планирования, долгосрочного структурирования личного капитала, отметил инвестиционный директор УК МЭФ Capital Андрей Клименко. Направление активов в личные фонды уменьшает санкционные риски, поскольку информация об учредителях не раскрывается публично, добавляет советник практики семейного права и наследственного планирования BGP Litigation Гаяне Штоян.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев в заключение говорит, что отмена обязательного аудита не сделает фонды менее прозрачными. Кроме того, как указывалось выше, возможность проводить проверки по иным основаниям сохранится. Адвокат Forward Legal Роман Гусак также напомнил, что преимуществом личных фондов является их конфиденциальность. Однако аудиторы в своих заключениях прописывают сведения о бенефициарах, а в случае обязательного аудита такая информация публикуется в том числе для третьих лиц.