|
|
29 июля 2025 , Finversia
Александр Абрамов, профессор РАНХиГС, с коллегами выпустил концептуальный доклад, посвящённый проблемам развития рынка коллективных инвестиций и путей их преодоления.
В этом году, а точнее, 26 июля, исполняется 30 лет с момента выхода указа президента РФ №765, благодаря которому в России появились паевые инвестиционные фонды. Немного ранее в этом же месяце в РАНХиГС состоялся научный семинар лаборатории анализа институтов и финансовых рынков ИПЭИ РАНХиГС на тему «Научные идеи для роста частных и коллективных инвестиций», в рамках которого Александр Абрамов и Мария Чернова, кандидаты экономических наук из научно-исследовательской лаборатории анализа институтов и финансовых рынков ИПЭИ РАНХиГС представили свой доклад.
Российские ПИФы: самые маленькие в мире
Индустрия ПИФов развивается, однако, крайне медленными темпами. Так, стоимость чистых активов (СЧА) розничных ПИФов выросла с 0,2% от ВВП в 2013 году до 1,1% ВВП по итогам 2024 года. Мало того, что размер индустрии не соответствует размерам нашей экономики, так он ещё и один из самых маленьких в мире. В США доля СЧА взаимных фондов (аналог российских ПИФов) составляет 133,1% от ВВП, в Швеции – 100%, в ЮАР – около 50%, в среднем по миру – 71%. Пакистан на несколько позиций обгоняет нас.
При действующей траектории роста доля индустрии в ВВП к 2030 году не превысит 2,5%, прогнозируют исследователи.
Розничные ПИФы существенно проигрывают прямым вложениям частных инвесторов в привлечении новых средств на рынок акций и облигаций. За последние пять с половиной лет прямые вложения на фондовый рынок – через брокерские счета – составили более 5,5 трлн. рублей. И всего 432 млрд. рублей поступило за это время в ПИФы. То есть доля индустрии коллективных инвестиций в общем объёме поступлений на рынок составила всего 7,3%.
Сводный портфель домашних хозяйств остаётся сверхконсервативным и за последние годы уровень консервативности лишь усилился, отмечается в докладе. Так, доля депозитов и счетов-эскроу непрерывно растёт подбирается к 60%. Доля наличных – 18%, инвестиционных фондов составляет менее 8%, доля пенсионных и страховых резервов составляет немногим более 6%. Наконец, на собственно фондовый рынок – на акции и облигации – приходится менее 10%.
Что касается розничных ПИФов, то их доля составляет всего 1,5% от стоимости финансовых активов отечественных домохозяйств. Мы впереди планеты всей по доле депозитов и наличных. Доля этих инструментов суммарно составляет 78%. Это №1 среди 36 стран, которые участвовали в выборке.
Также бросается в глаза также чудовищная консолидация рынка. Более 93% всех активов принадлежит всего 0,8 млн. инвесторам на общую сумму близкую к 10 трлн. рублей. Речь идёт о счетах, на которых находятся 1 млн. рублей и более. В тоже время у почти 47 млн. инвесторов суммарно находятся всего 0,7 трлн. рублей.
Причины низкой популярности ПИФов
Исследователи из РАНХиГС выделили несколько причин, почему розничные фонды привлекают так мало средств. Во-первых, это политика двойных стандартов к организации рынка эмиссионных ценных бумаг и паев розничных ПИФов, особенно открытых и интервальных. Речь идёт о том, что на одном рынке исполнение торговых поручений и ликвидность консолидированы, а на другом – раздроблены по финансовым группам, где каждая финансовая организация продает паи ПИФов только своих управляющих компаний.
В этом смысле проект Московской биржи «Финансовые услуги» показывает к чему должен стремиться принцип организации рынка паев розничных ПИФов, считают в РАНХиГС. В рамках данного проекта частный инвестор получает возможность покупать паи розничных ПИФов разных поставщиков с одного брокерского счета.
Почему именно ПИФы?
Алексей Тимофеев, президент НАУФОР, сформулировал несколько причин, ради чего необходимо развивать индустрию коллективных инвестиций.
Первая заключается в том, что ПИФы подходят для инвесторов с небольшим объёмом активов. Вторая – ПИФы выступают более эффективным институциональным инвестором, чем другие, например, они эффективнее, чем негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Не менее 40% ПИФов инвестируют в акции.
– Я не верю, что нам удастся добиться того же от НПФ, – добавил Тимофеев.
Третья причина заключается в том, что ПИФы стабилизируют рынок. Четвёртая причина заключается в том, что ПИФы могут влиять на корпоративное управление.
В свою очередь, Александр Абрамов выделил несколько недостатков нынешнего этапа развития индустрии, среди которых: недостаток применения факторных стратегий, стратегий «смарт бета», стратегий отраслевой ротации, стратегий распределения активов и фондов жизненного цикла, стратегий инвестирования с плечом для склонных к рискам инвесторов, стратегий инвестирования с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта.
К другим проблемам Александр Абрамов отнёс проблемы прозрачности информации о розничных ПИФах. В частности, профессор отметил низкую прозрачность информации о фактических издержках инвесторов и истории их изменений, отсутствие классификации стратегий розничных ПИФов для правильного понимания их доходности и рисков. Кроме того, исследователи указали на отсутствие понятных сравнительных индикаторов результативности фондов, мер активности или пассивности портфелей.
Что делать?
Что предлагают учёные? Во-первых, по их мнению, необходимо создать стратегию качественного ускорения роста розничных ПИФов, цель которой заключается в том, чтобы сделать фонды доступными для массового инвестора. Во-вторых, драйверами роста розничных ПИФов экономисты видят: укрупнение фондов, снижение издержек, современную инфраструктуру, а также эталонный для рынка уровень прозрачности информации и сравнительной аналитики.