|
|
28 апреля 2025 , РБК
Российский сервис путешествий Tutu.ru планирует выйти на биржу, рассказали в компании. Сервис перестраивает стратегию, а в 2024 году у него сменилась структура собственности: активы перешли в закрытый ПИФ.
Сервис покупки авиа- и железнодорожных билетов Tutu.ru начал перестраивать стратегию для последующего проведения IPO. Об этом РБК рассказали в компании. Детали и сроки возможного размещения в Tutu.ru не назвали. Но на фоне происходящих в компании изменений у ее головного юрлица — АО «Диджитс» — сменилась структура собственности.
Изменение структуры владения произошло в 2024 году и отражено в пояснениях к бухгалтерской отчетности компании. По состоянию на конец 2023 года конечными бенефициарами АО «Диджитс» были основатели сервиса Дмитрий Храпов и Юрий Титов, следует из документов. Но в пояснениях к бухгалтерской отчетности юрлица за 2024 год сказано, что теперь единственным акционером АО «Диджитс» выступает комбинированный закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «МК Инвестиционные решения 2». Он находится в доверительном управлении АО «Управляющая компания «Мой Капитал».
Вопрос, изменились ли конечные бенефициары бизнеса и кто выступает пайщиками фонда, в Tutu.ru комментировать отказались. Представитель сервиса лишь сообщил, что Дмитрий Храпов и Юрий Титов «присутствуют в Tutu.ru», а их экспертиза и опыт «окажут огромное влияние» на процесс проведения размещения. Остаются ли они бенефициарами бизнеса, он не уточнил. Фактические владельцы Tutu.ru изменились — сделка по продаже бизнеса состоялась в конце 2024 года, утверждают четыре источника РБК на рынке медиа, банковских структур и индустрии путешествий. РБК направил запрос Дмитрию Храпову. Связаться с Юрием Титовым не удалось.
Кому мог быть интересен сервис
Покупателем бизнеса Tutu.ru, по словам двух собеседников РБК, выступил один из крупных российских банков. Еще двое настаивают, что сделка была закрыта в интересах лиц, связанных с Альфа-банком.
УК «Мой Капитал», под управлением которой находится ЗПИФ, ставший единственным акционером основного юрлица сервиса путешествий, до 2022 года называлась «Альфа-Капитал Альтернативные Инвестиции», а еще раньше — «КапиталЪ Управление Активами». Именно под таким названием в 2019 году компания через УК «Альфа-Капитал» вошла в структуру «Альфа-Групп», о чем сообщалось официально.
Бизнес Tutu.ru представлен еще несколькими юрлицами, которые на 100% принадлежат «Диджитс». Так, на ООО «Глобус Медиа» оформлен товарный знак сервиса, на ООО «Новые туристические технологии» — несколько товарных знаков и основной сайт компании. На последнюю компанию в апреле 2025 года также были зарегистрированы два товарных знака со словом «Альфа»: prodalfa.ru и stagealfa.ru.
В пресс-службе Альфа-банка РБК опровергли покупку Tutu.ru, хоть и отметили, что банк выступает «одним из ведущих участников рынка TravelTech и уже несколько лет активно развивает инициативы в тревел-направлении». Кроме того, в Альфа-банке заявили, что теперь УК «Мой Капитал» не имеет отношения к банку или его структурам. Когда произошла смена собственника, в банке не уточнили. Актуальная структура акционеров УК «Мой Капитал» в ЕГРЮЛ скрыта. Но, по данным СПАРК, компания зарегистрирована по тому же адресу, что и УК «Альфа-Капитал», — в бизнес-центре «Бронная Плаза» на Садовой-Кудринской улице.
В пресс-службе Tutu.ru на вопрос о том, связаны ли новые владельцы сервиса с Альфа-банком или его структурами, отказались от комментариев, но прямую покупку компании банком также опровергли.
Чем известен Tutu.ru
Tutu.ru был основан в 2003 году выпускниками механико-математического факультета МГУ Дмитрием Храповым и Юрием Титовым. Изначально сайт представлял собой обновляемое расписание московских электричек. С 2006 года на сайте стали продавать билеты на поезда РЖД (первый год их доставляли курьером), с 2007 года — на самолеты. Сейчас на сайте также доступны услуги по бронированию отелей и покупке туров.
Ежемесячное количество пользователей Tutu.ru, по собственным данным сервиса, составляет 20 млн в месяц. По информации SimilarWeb, аудитория сайта в марте 2025 года достигла 31,2 млн. В российском сегменте категории «Путешествия и туризм» он занимает первое место. Для сравнения: аудитория сайта РЖД за тот же период составила 23,2 млн, Aviasales — 17,8 млн, «Яндекс Путешествий» — 17 млн.
Выручка АО «Диджитс» по РСБУ по итогам 2024 года составила 1,1 млрд руб. (плюс 25,5% год к году), чистая прибыль — 798,8 млн руб. (плюс 22,4% год к году). Но принадлежащие ему юрлица генерируют значительно большие финансовые результаты. Так, у АО «НТТ», которое занимается деятельностью туристических агентств, выручка за прошлый год достигла 9,7 млрд руб. (плюс 26,9% год к году), чистая прибыль — 519 млн руб. (минус 4,9%). Выручка ООО «Глобус Медиа», специализирующегося на разработке программного обеспечения, — 3,2 млрд руб., чистая прибыль — 350 млн руб. Еще 515,9 млн руб. выручки и 13,4 млн руб. чистой прибыли принесло ООО «Майнд Бридж Групп».