|
|
08 апреля 2025 , РБК
«ВИМ Инвестиции» войдет в капитал онлайн-платформы грузоперевозок «Монополия» в рамках допэмиссии на 3–5 млрд руб. Цель инвестиций — подготовиться к IPO и сделать из площадки аналог «Яндекс Такси» в секторе грузоперевозок.
Логистическая онлайн-платформа грузоперевозок «Монополия» готовится привлечь 3–5 млрд руб. в рамках допэмиссии, рассказали РБК три источника, близких к сделке. По словам одного из них, компанию оценили в 28 млрд руб. 10–15% этой суммы вложат инвестфонд «ВИМ Инвестиции» (ранее «ВТБ Капитал») и HNWI (High Net Worth Individuals — физические лица, владеющие высоколиквидными активами на сумму более $1 млн), говорит он, добавляя, что сделка уже структурирована и будет закрыта после согласования всех формальных процедур с регуляторами во втором квартале этого года.
Второй источник, знакомый с ходом сделки, подтверждает, что «ВИМ Инвестиции» планирует инвестировать в капитал «Монополии» около 3 млрд руб. По его утверждению, средства пойдут на развитие IT-продукта и снижение долговой нагрузки, которую компания сформировала, реализуя стратегию M&A (сделок слияний и поглощений). Он напомнил, что в 2024 году «Монополия» приобрела логистическую SaaS-платформу (Software as a Service — модель предоставления софта через облако) «Умная логистика», а в 2023-м — транспортную компанию Globaltruck.
Представители «Монополии» и «ВИМ Инвестиций» отказались от комментариев.
По словам источника, знакомого с ходом сделки, цель этого инвестиционного раунда — «завершить трансформацию «Монополии» в asset light-модель (предполагает более высокие мультипликаторы по сравнению с традиционными капиталоемкими бизнес-моделями. — РБК) в преддверии планируемого публичного размещения на Мосбирже». Инвесторы ожидают, что «Монополия» сможет повторить историю успеха «Яндекс Такси» и Uber, но в b2b-сегменте грузоперевозок, и станет стандартом рынка как цифровая платформа для взаимодействия грузовладельцев и грузоперевозчиков, отметил источник.
Сделка будет структурирована через два закрытых паевых инвестфонда (ЗПИФ) «ВИМ Инвестиций», рассказывает другой собеседник РБК на финансовом рынке. «Ожидается, что в итоге cash in сделка (деньги привлекаются для развития бизнеса. — РБК) может составить около 3–5 млрд руб., или 10–15%, при оценке 28 млрд руб. Полученные средства компания может использовать, с одной стороны, на погашение долга, с другой — на развитие технологической составляющей платформы, в частности на расширение IT-команды, развитие новых продуктов, в том числе на основе big data», — сообщил он, оговорившись, что технически компания, скорее всего, зарегистрирует выпуск акций чуть больше тех, что планирует в итоге задействовать в сделке. Это нужно для дополнительной гибкости в принятии решений — незадействованные акции позже будут погашены, пояснил он.
Впрочем, еще один собеседник РБК утверждает, что инвесторам будет дана возможность заходить через один ЗПИФ «ВИМ-Цифровая логистика». Особенностью сделки для инвесторов являются ранее недоступные для HNWI-инвесторов российского рынка private equity инструменты структурирования, что должно обеспечить защиту минимальной доходности инвестора до момента IPO, говорит он.
Справедлива ли оценка компании
По мнению инвестиционного стратега компании «Арикапитал» Сергея Суверова, оценка в районе 28 млрд руб. для «Монополии» «выглядит вполне обоснованно», поскольку у компании есть задел для роста на большом рынке. Объем онлайн-рынка автомобильных грузоперевозок по итогам 2024 года Kept оценил в 183 млрд руб. По прогнозу консультантов, рынок будет расти в среднем на 30% в год и к 2030-му достигнет 868 млрд руб. Весь рынок грузоперевозок, по оценке Kept, составляет 4,6 трлн руб. При этом проникновение онлайн-рынка в сфере крупнотоннажных грузоперевозок по итогам года составило 3,6%, но в Kept ожидают, что к 2030 году оно достигнет 10,9%, а общий объем рынка — 7,9 трлн руб.
Бизнес-модель компании предполагает синергию IT- и традиционной логистики, отмечает Суверов. «С одной стороны, в моменте многие относятся к этому со скепсисом, поскольку рынок не цифровизирован и фрагментирован. Но, на мой взгляд, в этом и есть потенциал — компания запросто может сыграть на невысоком уровне проникновения онлайн-операций и по сути «возглавить» процесс цифровизации рынка. Очевидно, что такая цель требует инвестиций, которые компания и привлекает», — объясняет аналитик. По его мнению, главное, чтобы «Монополия» нашла нужные механизмы для роста в период высоких ставок, которые сказываются на отрасли существенно. «Сложно сказать, насколько сделка может говорить о готовящемся IPO, тем более что в моменте рынок тяжелый для подобных сделок. Но для компании это может быть только плюс, поскольку наличие крупного стратегического инвестора — это ценный актив и ресурс», — рассуждает Суверов.
Руководитель спецпроектов «Руцентр» Алексей Замесов считает, что реальный размер EBITDA «Монополии» может быть ниже приведенных в ее материалах 3,9 млрд руб. По его оценке, этот показатель, скорее всего, является «скорректированной EBITDA», тогда как классический расчет даст 2–2,5 млрд руб. «С учетом видимой динамики с замедлением, далее он будет расти примерно на 10–12% в год. При текущей ключевой ставке 21% справедливой [оценкой стоимости всей компании] была бы оценка в семь показателей EBITDA, то есть 15–20 млрд руб.», — рассуждает Замесов.
Онлайн-рынок грузоперевозок находится на раннем этапе развития, указывает партнер Kept, руководитель направления стратегии сделок и исследований рынка Наталья Никитенко. В среднесрочной и долгосрочной перспективе развитие спотового онлайн-рынка окажет влияние на всех участников рынка, полагает она. «Грузовладельцы смогут оптимизировать расходы на логистику за счет прямой ценовой конкуренции нескольких грузоперевозчиков за заявку в режиме реального времени. Грузоперевозчики, в свою очередь, смогут снизить стоимость поиска грузов, так как онлайн-игроки позволяют взаимодействовать с бóльшим количеством грузовладельцев, снимая часть административной нагрузки», — поясняет она. Таким образом, увеличение проникновения онлайн-рынка позволит сделать ценообразование более эффективным, в том числе и за счет оптимизации расходов для грузоперевозчиков, прогнозирует Никитенко.