|
|
Маркетмейкер – это фирма, которая берет на себя обязанности по приобретению и хранению, и, в некоторых условиях, проведению операций с ценными бумагами эмитента (а также связанные с этим риски). Основная цель маркетмейкера на рынке – поддержание ликвидности.
Для этого маркетмейкер за определенное вознаграждение приобретает себе на счета заранее оговоренное и достаточно большое количество ценных бумаг эмитента. В случае, если на рынке складывается ситуация избыточного спроса (или избыточного предложения) по бумаге, маркетмейкер обязуется поддержать торги, продав часть бумаг со своих счетов (или наоборот купить бумаги, в случае избыточного предложения). Таким образом, формируется определенный коридор цены, в котором ведутся торги и предотвращаются резкие падения и взлеты цен, а также крупные ценовые разрывы.
Можно привести следующий пример работы маркетмейкера:
Суммарное количество заявок на продажу на бирже составляет 10 бумаг. В какой-то момент на рынок «приходит» участник, которому необходимо выполнить заявку на покупку 15 бумаг. В случае отсутствия маркетмейкера, данная ситуация приведет либо к «зависанию» торгов до появления дополнительного предложения, либо к покупке 5 бумаг по сильно завышенной цене – возникнет так называемый «ценовой разрыв» (такая завышенная цена в отдельных случаях может кратно превосходить рыночную). В случае же наличия маркетмейкера, эти 5 бумаг будут проданы по цене, пусть и несколько выше рыночной, но находящейся в пределах, обозначенных эмитентом, тем самым не будет создаваться излишняя волатильность.
Вознаграждение за работу маркетмейкер получает не за совершенные операции, а за время, которое он готов поддерживать ликвидность. В случае, если услуги маркетмейкера не требуются, а цена активов держится в определенном диапазоне, то маркетмейкер и вовсе может не участвовать в торгах до тех пор, пока его услуги не потребуются, получая лишь фиксированную прибыль по договору.
В мировой практике роль маркетмейкеров могут играть крупные брокеры и банки. Как правило, для работы маркетмейкером необходимы лицензии и специальные полномочия от регулятора страны.