10 февраля 2017 , Ведомости
«пока «Газпром» не заплатит 50% от МСФО, никто не поверит в эту историю»
Весной 2016 г. планка по дивидендам для госкомпаний была повышена на год с 25 до 50% чистой прибыли по МСФО или РСБУ (от той, которая больше). Уже летом Минфин предложил сделать правило постоянным, к декабрю прислал проект распоряжения в правительство и записал дополнительные доходы в бюджет.
Но против повального повышения дивидендов выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Его позиция была зафиксирована в протоколе по итогам совещания у него – направлять на дивиденды не менее 25% чистой прибыли, если иное не установлено другими актами правительства. Минфин это не смутило: он вновь внес в правительство проект распоряжения, обязывающего все госкомпании отдавать акционерам половину прибыли. Это сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в финансово-экономическом блоке правительства и подтвердили «Ведомостям» два федеральных чиновника.
Представители Минфина, Минэкономразвития и Шувалова не ответили на запрос «Ведомостей». В последнее время Минэкономразвития не получало от Минфина проекты документов о дивидендной политике в установленном порядке, Минфин по факту «перевнес» ранее рассмотренный документ, говорит федеральный чиновник. На совещании у Шувалова было решено, что дивидендов надо платить не менее 25% чистой прибыли, но не исключена возможность и более высоких – 50% и больше, уточняет чиновник.
Зачем принимать документы правительства, которые все равно не исполняются, объяснял в интервью Bloomberg Шувалов. В прошлом году исключение из общего правила было сделано, например, для «Газпрома», «Транснефти», «Роснефти». «Газпром» заплатил 24% от прибыли по МСФО, сославшись на обширную инвестпрограмму. «Транснефть» – 8,9%, сославшись на закон об АО, который запрещает направлять на дивиденды более 100% прибыли по РСБУ. «Роснефть» же заплатила 35% от прибыли по МСФО, поскольку формально не является госкомпанией. Чтобы такого больше не повторилось, с каждой госкомпанией нужно работать индивидуально, считает Шувалов.
Минфин же ссылается на выпадающие доходы бюджета. Министр финансов Антон Силуанов недавно говорил, что будет ориентироваться на норму закона о бюджете. А в нем уже заложено 700 млрд руб. от дивидендов в 2017–2019 гг. Отказ от нормы в 50% обойдется бюджету в 150–200 млрд руб. в год, подсчитывал чиновник Минфина.
Финальное решение будет приниматься не в Минфине и не у Шувалова и будет известно к весне, ожидает крупнейший миноритарий нескольких российских госкомпаний. «Каждый раз, когда Минфин выходит с такими проектами распоряжения, на следующее утро в десятках офисов в центре Москвы собираются правления госкомпаний и приходят к выводу: платить столько невозможно. Дальше компании идут напрямую к президенту, где реально и решается, сколько кто должен платить», – описывает собеседник «Ведомостей».
Это уже похоже на сериал «Санта-Барбара», скептичен Владимир Цупров из «ТКБ инвестмент партнерс»: «Но пока «Газпром» не заплатит 50% от МСФО, никто не поверит в эту историю. Может ли «Газпром» заплатить с точки зрения денежного потока и показателя долга? Может, но не заплатит». А не заплатит он, найдутся и другие «отказники», считает Цупров.
Исходя из прибыли, прогнозируемой Fitch, государство может получить напрямую от «Газпрома» (дивиденды по акциями, которыми владеет через «Роснефтегаз» оно получит в 2018 г.) до 172,3 млрд руб. при дивидендах в 50% прибыли по МСФО. У «Газпрома» будет нулевой денежный поток из-за большой инвестпрограммы, но благодаря низкой долговой нагрузке он еще сможет привлечь финансирование на рынке, считают аналитики Fitch.
В целом большинство госкомпаний завершают цикл инвестзатрат и при этом обладают низкой долговой нагрузкой, так что «новую планку» смогут потянуть, отмечает партнер инвестиционного фонда UCP Михаил Трофимов. Дивиденды рыночного уровня – один из приоритетных факторов для инвесторов, продолжает Трофимов. Они ориентируются на показатель TSR (сумма дивидендной доходности и роста капитализации). Большинство госкомпаний работают в зрелых секторах экономики (инфраструктура, нефтегазовый сектор, горнодобывающий и т. д.), в которых не ожидается высоких темпов роста бизнеса, – альтернативным драйвером TSR и могут стать высокие дивиденды, указывает Трофимов. Госкомпании других стран в таких секторах экономики направляют на дивиденды около 60–70% консолидированной прибыли, отмечает он. По его подсчетам, при переходе на дивиденды в 50% прибыли средняя дивидендная доходность госкомпаний может вырасти с текущих 2 до 6–7%.