EUR / USD 1.1755 (0.02%)|USD / JPY 112.5665 (0.02%)

Интернет-конференции

 

Конференция на тему: Акции российских эмитентов: кто виноват и что делать?

Дата проведения: 28.11.2013

Время проведения конференции: 15:00 - 16:30

Участники(эксперты):

Ващенко Георгий, Фридом Финанс, Начальник Управления операций на российском фондовом рынке
Голубовский Дмитрий, Атон-менеджмент, Аналитик
Красиков Сергей, Saxo Bank, Старший финансовый консультант
Ткачук Роман, Норд Капитал, Старший аналитик
Чекина Вероника, Инфина, ФЦ, Аналитик по банкам и макроэкономике

Модератор:  Маринина Анастасия

Новостные ленты российских СМИ пестрят сообщениями: «лидером негативной динамики стали акции «Мечела», рухнувшие по итогам торгов на 40,63%», «цена GDR TCS Group опускалась до $8,2, что на 47% ниже закрытия четверга и более чем в два раза меньше цены размещения», «СФР анализирует сделки со всеми финансовыми инструментами ГМК «Норильский никель» на биржевом и внебиржевом рынках»… что происходит с бумагами российских эмитентов? Какие факторы влияют на их котировки? Можно ли мечтать о «цивилизованном рынке»? Каковы ближайшие (ралли?) и более отдалённые перспективы?

Поделиться:
Подписаться на Twitter:
Follow Investfundsru on Twitter

16:29 Уважаемые эксперты и пользователи!
Время нашей конференции истекло. Спасибо всем участникам за интересную дискуссию и оперативные ответы. Ждем Вас снова на наших конференциях!
P.S. Большая просьба к экспертам: ответить на оставшиеся вопросы. Спасибо!

1. [22.11.2013, 12:24]  _Vadim_

Ну, позвольте я начну...
Вопрос такой, как по-вашему, у нас есть шанс на то, что движения котировок начнут в большей степени определяться какими-то фундаментальными факторами, а не обещаниями "доктора выслать"? Цивилизация-то будет?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:05]  Дмитрий Голубовский

"Доктора" - один из существенных недостатков местного инвестклимата, который сейчас не компенсируется сравнительно высокими темпами роста экономики, как ранее. Оттого и кажется особенно значимым. Этот фактор увеличиает премию за риск, но не умаляет значимость фундаментальных факторов.

2. [28.11.2013, 15:25]  Вероника Чекина

В настоящее время большее значение имеют, к сожалению, не фундаментальные факторы, а словесные интервенции представителей монетарных властей. Причем происходит это повсеместно. а не только на нашем рынке.

2. [25.11.2013, 11:54]  _Vadim_

Что происходит с "Мечелом"??? Сегодня почти в -19 утром укатали на пустом месте. Страшная, страшная компания...

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:01]  Роман Ткачук

Сегодня Ведомости написали о задержке зарплат в компании. Понятно, что корень всех проблем – высокая долговая нагрузка и низкий спрос на продукцию металлургию. Но за последние недели были новости о исключении бумаг компании из ломбардного списка, о переговорах с кредиторами о продлении ковенантных каникул, о не слишком успешных переговорах с банками при участии Дмитрия Медведева. Всё это говорит о тяжёлом положении компании и не вызывает энтузиазма у инвесторов.

2. [28.11.2013, 15:12]  Дмитрий Голубовский

Он "утонул". Под бременем своих долгов и в отосутствии перспектив восстановления спроса и цен на продукцию. Формально наплаву коммпания все еще держится потому, что просто банкротить ее - слишком дорогое удовольствие для кредиторов, среди которых госбанки, поэтому процесс агонии затягивается. Не исключено, впрочем, что компании будет оказана какая-то помощь за счет госбанков, т.к. актив в рамках отрасли значимый.

3. [28.11.2013, 15:13]  Вероника Чекина

Вот только что в Ведомостях прошла информация, что зарплату в Мечеле выдали))Однако проблемы компании никуда не исчезли, акции будут оставаться под давлением, позитив могла бы принести договоренность с правительством о мерах по господдержке.

3. [26.11.2013, 13:57]  vladimir-isaev

Насколько, на ваш взгляд, непопулярность рынка РФ определяется слабой защитой прав миноритария? Насколько на цены влияет наличие "неудачного" мажоритария (ситуация Мечел-Уральская Кузница и т.д.)? Ожидаете ли вы роста рынка выше 1600 ММВБ в ближайшие 12 месяцев?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:06]  Роман Ткачук

Да действительно, с правовой точки зрения российскому рынку до западных очень далеко. Этот фактор, понятно, негативно влияет на привлекательность рынка (прежде всего, со стороны западных инвесторов). Если в 2003-2007 гг. на российском фондовом рынке был бум и приток средств западных фондов, последние годы мы наблюдаем отток.
На мой взгляд вероятность 1600 пунктов низка. За последний год на дешёвой ликвидности от ФРС США западные рынки выросли на 30%, но наш рынок не участвовал в этом росте. Сейчас наоборот начинается QE Exit, не исключена коррекция на фондовых рынках. В таких условиях индексу ММВБ расти будет сложно.

2. [28.11.2013, 15:23]  Дмитрий Голубовский

1. Слабая защита миноритариев - второй по значимости фактор после общего разочарования в перспективах роста экономики и улучшения качества государства.
2. ММВБ выше 1600 скорее нет, чем да. Российскому рынку в текущем году не особо помогли ни американское, ни японское QE. Кстати, они не особо помогли и рынку commodities в целом, с которым хорошо коррелирует российский рынок. Бенефициарами стали развитые рынки. В случае сокращения программ монетарного стимулирования в следующем году, развивающиеся рынки тем более останутся в проигрыше, в т.ч. и российский. Однако нельзя исключить того, появятся дополнительные факторы, которые могут придать российскому рынку позитивную динамику. Если, например, кажущаяся разрядка вокруг Ирана и ослабление давления на него со стороны Запада, приведет к тому, что у соседей Ирана по региону сдадут нервы, и спровацирует конфликт, взлет цен на нефть вытянет российский рынок. Однако сегодня такой вариант развития сбытий не кажется слишком вероятным.

3. [28.11.2013, 15:50]  Сергей Красиков

Если мы смотрим на перспективу 12 месяцев, то данная планка может быть достигнута, но не за счет сильной экономики, которая даст 3-4%. Скорее всего это произойдет при ослаблении курса рубля, что подтолкнет индекс вверх.

4. [28.11.2013, 16:54]  Вероника Чекина

Мы считаем, что в первой половине года рыночная конъюнктура будет благоприятной, прежде всего, за счнт внешни факторов (сохранение стимулирующих программ) и индекс вполне может пробить 1600 п. По поводу защиты прав миноритариев, присоединяюсь к мнению коллег.

4. [26.11.2013, 17:04]  Сергей Ковальски

Добрый день. Как вы можете прокомментировать высокую оценку при IPO ТКСа, которая выглядит не совсем адекватной?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:11]  Вероника Чекина

Добрый день! Высокая оценка обусловлена тем, что в ходе роад-шоу ТКС очень грамотно позиционировал себя в качестве хайтэк компании, предоставляющей финансовые услуги, а такие компании размещаются со значительно более высокими мультипликаторами, чем банки. Напомню, что на биржу выводились акции TCS Group Holding, через который ТКС-банком сейчас владеют его акционеры, что, возможно, и ввело некоторых инвесторов в определенное заблуждение, в результате чего они не придали должного значения содержащимся в меморандуме предупреждении о кредитных рисках.

2. [28.11.2013, 15:14]  Роман Ткачук

ТКС очень грамотно провёл IPO. Он провёл его в Лондоне, ТКС позиционировал себя как IT-компания, а не кредитная организация(ведь он специализируется на дистанционном обслуживании клиентов без использования офисов). Высокотехнологические компании сейчас в моде (достаточно посмотреть на котировки Apple, Google, Yandex.ru, mail.ru group), соответственно и спрос был большой. ТКС-банк был оценён в $3.2 млрд, что соответствует 4.8 капитала компании. Для сравнения – остальные российские банки оценены в 0.7-1.2 капитала. Год назад другой российский банк с похожей моделью бизнеса – Промсвязьбанк - не смог разместить свои акции на Лондонской бирже из-за отсутствия спроса. Если бы размещение было бы на Московской бирже, ценник был бы заметно ниже. Российские инвесторы больше бы внимания обратили бы на риски ТКС, как кредитной организации.

3. [28.11.2013, 15:29]  Дмитрий Голубовский

Высокая оценка была достигнута благодаря грамотному позиционированию. Тиньков позиционировал свой банк не только как банк, но и как интернет-бизнес, как часть ИТ-индустрии. Перспективы бизнеса как банка, однако, далеко не радужные. Пузырь потребкредитования, который является основой бизнеса ТКС, надут в России почти до предела, и по мнению главы ЦБ уже не столько стимулирует экономику, сколько тормозит ее, из-за того, что создает риски для банковской системы и забирает уже значительную часть доходов населения на оплату ссудных платежей. Так что переоценка ТКС рынком при первом же подходящем новостном поводе, неудивительна.

5. [26.11.2013, 17:06]  Сергей Ковальски

Еще вопрос. Какие IPO ближайшего времени вы считаете заслуживающими внимания. Или, может, лучше ловить птицу счастья на вторичном рынке?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:28]  Вероника Чекина

ритейлер "Лента" и "Башнефть" - обе компании хотят в первой половине 2014 г. разместиться на LSE

2. [28.11.2013, 17:01]  Георгий Ващенко

Еще дочка Метро. Тоже "там". Здесь, возможно, будут SPO в рамках приватизации и м.б. пара IPO, например, рждшных дочек, не ранее лета. Про мелкие IPO, если интересно, вот, почитайте http://freedom-finance.livejournal.com/2013/07/10/ Интересные IPO будут на Америке - Hilton - уже м.б. очень скоро, Alibaba и др.

6. [28.11.2013, 11:45]  Игорь

Вы меня извините, конечно, но имхо, проблема российского рынка в отсутсвие рынка... сколько лет говорится одно и то же: ликвидных бумаг - по пальцам одной руки пересчитать, из них интересных в долгосрок - и того меньше. есть ли выход? Не думаю. Нужно смириться, мне кажется. Хотя, возможно, у экспертов иное видение. Какие вы видите перспективы?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:16]  Роман Ткачук

Да, тенденции негативные. Это видно и по уменьшению количества участников и по снижению объёмов торгов.

2. [28.11.2013, 15:19]  Сергей Красиков

Добрый день.
Когда появится рыночная экономика(не будет такой зависимости экономики от политических решений) - перспективы возникнут.
Пока - можно использовать западные площадки, где объемы торгов по депозитарным распискам на российские ценные бумаги существенно выше.

3. [28.11.2013, 15:27]  Георгий Ващенко

Какие-то идееи разносрочные всегда генерятся. В этом смысле money never sleeps. Но порой вот такие мысли по нашему рынку рождаются: http://freedom-finance.livejournal.com/13549.html Это тоже в некоторой степени стратегия.

4. [28.11.2013, 15:46]  Вероника Чекина

Я думаю, что все больше российских компаний будут стараться размещать свои акции на зарубежных площадках. Вообще-то, на мой взгляд, пора перестать грезить о создании МФЦ и стараться создавать для бизнеса условия, при которых российские компании захотят выходить на российский рынок.

7. [28.11.2013, 12:03]  виктория

Такой вопрос, как вы считаете, всё-таки появление европейских депозитариев как-то повлияет на наш внутренний рынок? Не совсем понимаю, в чём может быть положительный эффект этого...

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:15]  Георгий Ващенко

Некоторые опасаются, что повлияет в худшую сторону: утечет ликвидность. Но оптимисты надеются, что на локальном рынке появится много желающих торговать иностранными бумагами, которые клирятся в таким местах, как EC etc. Пока большого ажиотажа не видно: Qiwi уже здесь, но торгуют ей мало. Одним из факторов является время: мы не перешли на зимнее время, в результате торги с Америкой синхронизированы в течение 10 минут (если не брать в расчет премаркет). Так еще долго здесь ничего не расторгуется. Вот сегодня биржа заявила, что планирует продить время основных торгов, посмотрим..

8. [28.11.2013, 13:35]  Пифер

Не следует ли честно признать, что российский рынок акций - не место для "нормального" инвестора? По крайней мере, в сегодняшней социально-экономической парадигме. Могут быть только точечные спекулятивные темы для игроков-экстремалов, либо что-то совсем узкое типа акций со стабильной дивидендной доходностью (где драйвер инвестиций - исключительно дивиденды). Ну, еще M&A и private equity - для прямых инвесторов, но это уже другая история.

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:34]  Дмитрий Голубовский

"Нормальность" - относительное понятие. Не место для консервативного инвестора - да, пожалуй, соглашусь.

2. [28.11.2013, 15:37]  Вероника Чекина

Согласна, российский фондовый рынок сейчас не самое уютное место, инвесторов больше интересуют вложения в активы развитых стран, однако по мере сворачивания монетарного стимулирования в США часть денежных потоков может быть перенаправлена на развивающиеся рынки.

9. [28.11.2013, 14:38]  _Vadim_

Кстати. Я наоборот слышал интересную фразу: биржа в своём развитии превосходит внутренних инвесторов. Как считаете?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:25]  Сергей Красиков

Биржа предпринимает шаги, создает инструменты, инфраструктуру торгов. Но чтобы инструмент стал ликвидным недостаточно просто его запустить, необходимо, чтобы пришли инвесторы, трейдеры, хеджеры. Их и не хватает.
Поэтому да, можно сказать, что биржа превосходит внутренних инвесторов, т.к. когда присутствует западный капитал - объемы есть и наоборот.

2. [28.11.2013, 15:33]  Георгий Ващенко

На недавней встрече с брокерами и инвесторами представилети биржи говорили, что они "делают все для развития торговли, выстраивают сложную инфраструктуру, наполняют рынок инструментами и т.д.. Но где же инвесторы, для которых так стараются?" http://freedom-finance.livejournal.com/12376.html

3. [28.11.2013, 15:48]  Вероника Чекина

Спрос, как известно, рождает предложение, а если спроса нет, то никакие встречи не помогут,,,

10. [28.11.2013, 15:02]  Лилия

Добрый день. Скажите, как на ваш взгляд будет развиваться ситуация вокруг "Уралкалия"? Минимумы пройдены? Раньше держала эту бумагу в портфеле, раздумываю над тем, чтобы снова добавить. Спасибо!

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:11]  Роман Ткачук

Пока напряжённая ситуация для Уралкалия сохраняется – спрос на поташ невысокий, цены низкие. За 2013 год не было заключены крупные контракты с потребителями – Китаем, Индией, Бразилией. Но, не исключено, что в следующем году ситуация начнёт выправлятся. Последний год был не очень урожайным и спрос(и цена) на хлористый калий должны возрости. Позитивно мы смотрим и на смену инвестора. Керимов – портфельный инвестор, его цель была извлечение прибыли, Прохоров и Мазепин же могут сосредоточится на развитии приобретённого ими актива. Кроме того, вероятно улучшатся отношения с Белоруссией.

2. [28.11.2013, 15:37]  Дмитрий Голубовский

Техническая картина плоха. Фундаментальная - туманна. Отноошения с Беларуссией Лукашенко - плохо предсказуемы, и смена основного акционера не гарантирует их существенного улучшения. Я бы подождал покупать.

11. [28.11.2013, 15:07]  Станислав

Ралли-то ждать? Американцы не очень настроены вроде…

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:19]  Роман Ткачук

Про ралли на каком рынке вы говорите - на американском или на российском?
На мой взгляд, на западных рынках не исключено ралли. С начала года западные индексы ( американские S&P, DowJones, NASDAQ и немецкий DAX) десятки раз обновили абсолютные максимумы, с января их рост составляет 25-30%. И хотя покупать по текущим ценам рискованно, у управляющих фондов велик соблазн вытянуть фондовые рынки ещё выше(и устроить “новогоднее ралли”), дабы портфели получили более высокую переоценку и был больше бонус по результатам работы за год.
Хотя понятно, что на западных рынках за счёт дешёвой ликвидности раздут “пузырь”. Не исключено, что в начале следующего года он начнёт сдуваться (этому могут поспособствовать очередное обсуждение потолка госдолга в США и начало QE Exit ). Коррекция вниз на рынках может начаться в любой момент. В таких условиях покупателям нужно быть очень осторожными.
На российском фондовом рынке ситуация другая – на текущий момент рост за год составляет символические 3%. Почти весь год индекс ММВБ провёл в узком боковике 1470-1520 пунктов.Мы не ждём новогоднего ралли на отечественном рынке, но возможно ралли в отдельных бумагах. В случае падения западных рынков, снижение не обойдёт стороной и Россию.

2. [28.11.2013, 15:38]  Сергей Красиков

Американцы уже находятся на максимумах, поэтому ожидаются боковые движения, либо очень слабые движения вниз, также велика доля коррекции, поэтому декабрь не лучшее время для длинных позиций.
Касательно разворота рынка, то до февраля сложно будет определить разворотную точку, ближе к этому месяцу Америка "поможет" определиться.

3. [28.11.2013, 15:45]  Дмитрий Голубовский

Рождественского? Если о российском рынке - может быть подскок в район 1500 по РТС, но скорее нет, чем да. Если и будет, то дохленькое. Кстати, рост американского рынка совершенно не означает рост российского. Рост американского рынка в последнее время часто идет на укреплении доллара, что держит commodities и развивающиеся рынки под давлением.

4. [28.11.2013, 15:57]  Вероника Чекина

Что касается американцев, то вот Sentiment Survey Results as of 11/27/2013: Bullish 47.3% (+ 12.9% Change from last week), Neutral 24.4% (- 11,7%), Bearish 28.3% (- 1,2%) .
Long-Term Average: Bullish: 39.0%,Neutral: 30.5%,Bearish: 30.5%
Ну и мы вслед за ними немного порастем.

5. [28.11.2013, 16:03]  Георгий Ващенко

Мой базовый прогноз около 1 500 по Индексу ММВБ к концу года. В последнее время мы за американским рынком ходим слабо. Там где у них ралли, которое уже давно идет, у нас боковик и шатание. Как вариант, не исключен спекулятивный подскок в случае внешнего позитива. Как, впрочем, не исключен и пролив :) Отд. бумаги, согласен, могут спеклятивно подрасти - ВТБ например, уже месяц пытается. Но больших шортов на рынке сейчас нет - запас топлива для роста ограничен.

12. [28.11.2013, 15:13]  Jim

прохоров собирается выводить ё-мобиль на насдак. что-то пока у нас только распиаренные пустышки выстреливали за рубежом, да и то ненадолго. как думаете, у него получится продать своё ё?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:20]  Роман Ткачук

Прохоров позиционирует ё-мобиль как аналог автомобилей Tesla. И хочет повторить успех этой компанию. Боюсь, как бы не вышел "пшик".

2. [28.11.2013, 15:47]  Дмитрий Голубовский

Думаю, не получится.

3. [28.11.2013, 15:59]  Вероника Чекина

пока выглядит утопично, продавать-то собственно нечего

4. [28.11.2013, 16:11]  Георгий Ващенко

Продать-то, наверное получится. Пока там бум, спрос будет и на ёмобили. Кстати, если разместится там, может, даже некоторое время дороже автоВАЗа будет там стоить ) Вижу, коллеги недооценивают оптимизм американского инвестора.

13. [28.11.2013, 15:16]  Алексей Михайлович

Можно ли ожидать чего-то интересненького в связи с акционированием НПФ - или на рынок эти акции не попадут вообще?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:51]  Дмитрий Голубовский

Пока никто всерьез не думает о том, что НПФ могут стать публичными компаниями, которые займут какое-то значимое место на рынке в качестве эмитентов. Учитывая тенденции в правительстве, которые говорят, скорее, о пренебрежении накопительным компонентом пенсии, чем о желании его развивать, я не вижу у НПФ хороших перспектив. Дай бог, чтобы не стало еще хуже, чем сейчас.

2. [28.11.2013, 16:01]  Вероника Чекина

Сильно сомневаюсь, что сейчас кто-либо вообще рассматривает подобное даже в качестве долгосрочной идеи. у нас и страховые компании на биржу так и не вышли.

14. [28.11.2013, 15:18]  agent0008

Когда, на ваш взгляд, электроэнергетика начнет оживать? Уже пора брать - или подождать еще? Конкретные бумаги данной отрасли можете порекомендовать?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:22]  Роман Ткачук

Наш взгляд на российский энергетический сектор по-прежнему негативный. Главные проблемы сектора – необходимость модернизации и отсутствие источников финансирования. Пока эти проблемы не решены, инвесторы проявляют минимальный интерес к компаниям отрасли. В 2013 году акции упали на 30-40% и торгуются на 4-летних минимумах, со значительным дисконтом к остальному рынку. Пока не видно факторов, которые могут изменить положение дел. Министерство экономического развития не даёт генерирующим компаниям увеличивать свои тарифы, ограничивая их жёсткими рамками.
У целого ряда компаний сектора (особенно среди тепловых генераций) серьёзные финансовые проблемы. ТГК-2 даже объявила дефолт по своим облигациям и сейчас договаривается с кредиторами. Мы бы выделили Э.Он.Россия и Энел - они владеют неплохими активами и выплачивают дивиденды акционерам

2. [28.11.2013, 15:58]  Дмитрий Голубовский

Лучшая бумага сектора - Э.Он.Россия, но сегодня и она смотрит скорее вниз, чем вверх. Перспективы сектора в целом остаются негативными, особенно с учетом фиксации тарифов. Без господдержки сектор не поднимет голову. В секторе по-прежнему верятна "квазинационализация", т.к. консолидация активов под эгидой контролируемой государством компании. За это, в свое время, ратовал Сечин, а как Сечин относится к миноритариям известно всем на примере ТНК-ВР.

3. [28.11.2013, 16:18]  Георгий Ващенко

Как аналитик по энергетике... Открою небольшую тайну: топ-менеджерам энергокомпаний тоже очень грустно на "весь этот горький катаклизм, который они тут наблюдают". Они видят котировки акций своих компаний, спрашивают советов инвестсообщества, что можно сделать. Возможно, появятся хорошие новости. ОГК-2, например (мой долгосрочный топ-пик сектора) вчера неплохо отчиталась.

15. [28.11.2013, 15:20]  Jim

да, и ещё. складывается впечатление, что на внутреннем рынке очень много инсайда. СФР пока каак-то не слишком успешна в борьбе. трудно поймать за руку? или не сильно хотят?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:25]  Роман Ткачук

По российскому законодательству нужно не только "поймать за руку", но и доказать, что обвиняемый имел корыстный интерес. В таких условиях пока не было ни одного крупного дела по инсайду или манипулированию. На западных рынках законодательство не в пример строже - расследования американского регулятора SEС ежегодно приводят к крупным штрафам и уголовной отвественности для крупных участников.

2. [28.11.2013, 16:05]  Вероника Чекина

действительно, не совсем понятно, что можно считать инсайдом и манипулированием. вот, как например, расценивать неожиданные и странные высказывания чиновников, которые на следующий день опровергаются или пропуск слова в проекте закона?

16. [28.11.2013, 15:20]  Azat_Musin

Добрый день! Не могли бы описать текущую ситуацию с возможным введением стимулирования для долгосрочных инвесторов в фондовый рынок, через отмену подоходного налога, в случае приобретения акций на срок более 3 лет. Есть ли какие то подвижки в этом плане?

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:02]  Дмитрий Голубовский

Минфин, насколько я знаю, против. Внедрят эту, или какую-либо иную форму стимулирания - покажет время. Минфин сейчас не столь силен, как при Кудрине, и ситуация с инвестициями хуже, чем была тогда.

17. [28.11.2013, 15:23]  _Vadim_

Спасибо за ответ по "Мечелу". Ещё немного о металлургах. Стоит ли ждать положительной динамики от "Русала" в свете планов правительства по созданию госфонда алюминия?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:28]  Роман Ткачук

По моему, правительство отказалось от безумной идеи "госфонда алюминия". У нас негативный взгляд на Русал. Долговая ситуация там не многим лучше, чем у Мечела, но за счёт того, что РУСАЛу принадлежит крупный пакет Норникеля(по которому компания получает солидные дивиденды), ей удаётся держатся на плаву.

2. [28.11.2013, 16:06]  Дмитрий Голубовский

Не стоит. Русал пролучает дивиденды Норникеля, что позволяет ему рефинансировать значительный долг. Однако не так давно ходили слухи, что "мирное соглашение", положившее конец конфликту акционеров в Норникеле, под угрозой. Это - один из факторов риска. Перспективы роста цен на алюминий в следующем году невелеки. Долг Русала велик, стратегия Дерипаски мало чем отличалась от стратегии Зюзина.

18. [28.11.2013, 15:23]  helrom

Насколько интересен сейчас портфель, повторяющий индекс ММВБ?

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:07]  Дмитрий Голубовский

Кому? На каком горизонте?

19. [28.11.2013, 15:24]  simon54

Хотелось бы узнать мнение каждого эксперта, бумаги каких наших эмитентов он считает наиболее перспективными с точки зрения инвестиций.

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:39]  Роман Ткачук

См. ответ на 21 вопрос

2. [28.11.2013, 15:43]  Георгий Ващенко

Здравствуйте! Если говорить о российском рынке и о средне- и долгосрочных, то пока предпочтительны бумаги быстрорастущих эмитентов, которые стабильно генерят кешь (ака ритейл в широком смысле), не забывая при этом делиться с акционерами. Такие, как Магнит, М.Видео, Лукойл, МТС и др. телекомы, Сбербанк. К прочим идеям с инвестиционной точки зрения пока лучше не подходить. Если сильно упадут, можно ориентироваться на дивиденды, не более. То, что акция выглядит очень дешевой (Русал, Газпром, Интер РАО, далее везде) говорит скорее о проблемах с инвестклиматом в целом, а не об инвестиционных возможностях. Такие идеи лучше пока рассматривать в качетсве исключительно спекулятивных: не угадал с прогнозом - лучше быстро продать, чтобы не превратиться из неудавшегося спекулянта в долгосрочного инвестора.

3. [28.11.2013, 16:39]  Дмитрий Голубовский

На каком горизонте? На долгосрочную перспективу лучше других выглядят Сбербанк, Сбербанк-пр, Сургетнефтегаз-пр, НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ, Магнит (уже "пузырится", но большая сила в бумаге есть), МТС, АФК Система. В целом, смотрите на большой таймфрейм, и выбирайте бумаги компаний с понятными планами развития, понятным бизнесом, хорошей дивидендной историей, желательно, торгующиеся неподалеку от исторических маскимумов.

4. [28.11.2013, 16:42]  Вероника Чекина

Сбербанк, М.Видео, Уралкалий, АЛРОСА, МТС, Магнит, Северсталь, Лукойл.

20. [28.11.2013, 15:25]  naturalist

Добрый день. Я - новичок, только присматриваюсь и принюхиваюсь, никаких инвестиций пока нет. На руках - 1 млн. руб. Что посоветуете?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:37]  Роман Ткачук

Если покупать сейчас - можно присмотреться к дивидендным бумагам(см. ответ на 22 вопрос). Также мы выделяем, например, ДИКСИ (ритейлер демонстрирует стабильные темпы роста и заметно недооценён относительно Магнита. В планах компании удвоить выручку и количество магазинов сети в ближайшие два года)и Фосагро (Акции компании были перепроданы в 3 квартале на фоне истории с другим производителем удобрений – Уралкалия. На наш взгляд, бумаги имеют неплохой шанс на восстановление. Мы ожидаем восстановления спроса на удобрения в ближайшее время. )

2. [28.11.2013, 16:38]  Вероника Чекина

Положить деньги два надежных банка, входящих в ССВ.

3. [28.11.2013, 16:54]  Георгий Ващенко

Здравствуйте! Если держите на руках, то для начала, я бы посоветовал их в валюту перевести. Кстати, ее на бирже купить можно, это выгоднее, чем наличную покупать.

4. [28.11.2013, 17:18]  Дмитрий Голубовский

Смотря что хотите получить, и чем готовы рисковать. Самое простое и ненапряжное в текущих условиях - сберегательные сертификаты Сбербанка :) По ним доходность больше, чем по депозитам, потому что они не участвуют в программе страхования вкладов. С другой стороны, риски Сбербанка минимальны, и эта страховка, а данном случае, ничего не дает. Если хотите бОльшей доходности при умеренном риске - облигационный ПИФ под управлением надежной УК. Брать или не брать на себя валютные риски - вопрос открытый. Доллар силен, но вырастет ли он за год настолько, чтобы покрыть разницу в депозитных ставках между рублем и долларом, как это произошло в текущем году, вопрос, на самом деле, открытый. Кажется, что вырастет, но это неочевидно. В моменте наверняка вырастет, но сможете ли зафиксировать прибыль в этом моменте - зависит от Вас. Если хотите взять на себя еще бОльший риск - покупайте на какую-то долю своего миллиона (15-20%) ПИФ акций в дополнение к другим инвестиция, либо ПИФ смешанных инвестиций. Обратитесь к открытым рейтингам ПИФов и УК, чтобы выбрать лучший. Я бы не советовал новичку сразу идти на фондовый рынок торговать самостоятельно. Но если хотите начать - внсите какую-то минимальную (50 - 100 тыс.) сумму на брокерский счет, и инвестируйте. Здесь в комментариях есть рекомендации по конкретным акциям. Я бы советовал для начала полностью исключить для себя из практики маржинальную торговлю и короткие продажи. С учетом этих рекомендаций отнеситесь внимательно к выбору тарифного плана брокера.

21. [28.11.2013, 15:26]  henrix

Добрый день! Какие бумаги вы бы посоветовали взять под дивиденды на ближайшие полгода? Есть ли во втором эшелоне бумаги с прогнозируемой доходностью 6-8%?

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:32]  Роман Ткачук

Последние годы спрос на дивидендные начинает проявляться уже в декабре-январе, а не перед отсечками(в апреле-мае). Мы рекомендуем обратить внимание на “префы” Татнефти(ожидаемая дивидендная доходность 7-8%), Сургутнефтегаза(7-8%), а также Норильский Никель(4%), МТС(4-5%), Мегафон(3-4%) и ОГК-5(5%). Также можно сделать ставку на госбумаги (по ним тоже обещают высокие выплаты) - Сбербанк, Газпром, Роснефть, ВТБ.

По поводу ответа Георгия - надо понимать, что 6 - 8% годовая доходность по государственным бондам. А отсечка по дивидендам -через полгода, то есть годовая доходность выше.

2. [28.11.2013, 15:52]  Георгий Ващенко

Такие бумаги лучше покупать на значительном проливе или перед отсечкой, если ожидания большие. Доходность 6 - 8% сейчас по государственным бондам (нет налога на %). Стоит ли искать СЕЙЧАС дивидендные идеи с доходностью 6 - 8% (не забываем про налог 9 / 15%) при ожидаемом нулевом (в среднем) equity market premium? Думаю, надо подождать весны или ориентироваться на тех, кто может платить промежуточные дивиденды - Лукойл, МТС и др.

22. [28.11.2013, 15:31]  _Vadim_

Роман, я про госфонд аллюминия прочитал на ПРАЙМе сегодня вот такое:

После совещания с металлургами в понедельник председатель правительства Дмитрий Медведев поручил «проработать вопрос создания в России государственного фонда алюминия», передал вчера «Прайм» слова вице-премьера Аркадия Дворковича...

Ответы:

1. [28.11.2013, 15:35]  Роман Ткачук

Вадим, значит вернулись к этой идее. Непонятно зачем правительству такой фондю Алюминий - это не золото и не алмазы. По его хранение нужны большие склады. его будут хранить в расчёте восстановления мировой экономики и спроса на алюминий?

2. [28.11.2013, 16:46]  Георгий Ващенко

Русал интересная компания. http://freedom-finance.livejournal.com/17613.html Если вычесть из капитализации стоимость пакета в Никеле, то все алюминиевое производство будет стоить всего миллиард долларов. На у если государство его все-таки поддержит - придумают какую-нибудь финансовую схему, то все вообще отлично. Вряд ли долг в 10я испугает Дерипаску - он и не из таких передряг выбирался.

23. [28.11.2013, 15:32]  stasbogatin

как на Ваш взгляд, что нужно для того, чтобы наши эмитенты стали такими же привлекательными, как западные? в чем наша проблема?

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:11]  Вероника Чекина

Западные инвесторы считают, что проблема в нашей экономико-политической модели.

2. [28.11.2013, 16:40]  Георгий Ващенко

http://freedom-finance.livejournal.com/9500.html
Ходит уже такой анекдот. Как поднять капитализацию российского рынка? Ответ: если собственных денег для этого не хвататет, а иностранные к нам не идут, то надо самих эмитентов к ним привести - залистить весь наш рынок на западе.
Кроме шуток, но видимо, ответ все тот же: инвестклимат. Американский рынок растет - и в том числе этим он сам по себе привлекает все новые деньги. А у нас и экономика еле ползет, и рыонк стоит на месте. Кто его купит? Поэтому наши эмитенты не ищут пути "стать такими же, как западные", а все больше просто "становятся западными" - размещают свои акции за рубежом. Тот же Яндекс, Люксофт, Киви. И это уже, к сожалению, не анекдот.

24. [28.11.2013, 15:38]  evle

Почти каждую неделю выходят новости об оттоке средств из фондов, инвестирующих в Россию. Как по вашему, деньги на рынке есть? Или у нас дефицит средств наряду с дефицитом инструментов?

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:22]  Дмитрий Голубовский

Деньги есть всегда. Проблема в том, что в сравнении с другими альтернативами, российские акции не выглядят сегодня для многих как хорошая идея. Кроме того, на рынок акций давят относительно высокие ставки по рублевым инструментам с фиксированной доходностью, в т.ч. по банковским депозитам, по которым есть еще и госгарантии на определенный минимум. Последнее - одна из причин, почему доля инвестиций населения в депозиты в России экстремально велика, в сравнении с долей инвестиций в фондовый рынок.

25. [28.11.2013, 15:59]  naturalist

Уважаемые эксперты, что вы думаете про российские ETF? Есть ли в них смысл? Как по вашему - возможны ли и нужны ли ETF на бумаги отечественных эмитентов?

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:30]  Дмитрий Голубовский

Для инвесторов в российский рынок через иностранные инвесткомпании с целью использовать конкретные преимущества налогового климата, конкретные преимущества сотрудничества с инвесткомпанией, и т.д., в ETF есть смысл. ETF также способ сэкономить на вознограждении живого управляющего, и, часто, способ хеждирования основного портфеля.

26. [28.11.2013, 16:04]  sm1503

Добрый день. Как вы оцениваете акции Арсагеры ?
Стоит ли ждать возвращения цен 2009 года на уровне 3,60 ?

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:51]  Дмитрий Голубовский

Посмотрел на большом таймфрейме. Это - график умирающей компании. Ничего больше этого сказать не берусь.

27. [28.11.2013, 16:04]  helrom

Уровень операционной рентабельности российских предприятий относительно невысок по причине высоких налогов и акцизов, а также чрезмерно раздутых капитальных затрат. Можно ли ожидать роста на рынке до решения этой проблемы?

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:31]  Георгий Ващенко

Рынок привык опережать события и если вдруг появятся ожидания, что хотя бы через пару лет маржа компаний вырастет, то инвесторы не будут ждать эти два года. Это и есть факторы т.н. инвестиционной привлекательности (сектора или страновой). Крупные инвесторы вывели с рынка деньги как раз потому, что таких ожиданий у них нет. Среди драйверов, которые на это влияет, главный - цены на сырье. Если нефть вдруг взлетит - не беспокойтесь, инвесторы мигом вернутся.

2. [28.11.2013, 17:24]  Дмитрий Голубовский

Драйвером роста могут быть внешние факторы. Хотя вероятность того, что они улучшатся в следующем году, невелика. Внешние же факторы могут стать и драйверами обвала.

28. [28.11.2013, 16:06]  henrix

Как вы думаете, почему по отношению капитализации к собственному капиталу банки второго эшелона торгуются намного ниже Сбербанка и ВТБ? Ладно Возрождение списало два крупных корпоративных кредита, а почему банк Санкт-Петербург так дешев? Какую бумагу вы бы сами посоветовали в банковском секторе?

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:14]  Роман Ткачук

Потому что банки второго эшелона в случае ухудшения ситуации в мировой экономике не могут рассчитывать на государственную поддержку по предоставлению дополнительного фондирования (в отличие от государственных Сбербанка и ВТБ). Риски там заметно выше

2. [28.11.2013, 16:16]  Дмитрий Голубовский

Сбербанк и ВТБ too big to fall. Все остальное, в принципе, может умереть. Причем активность ЦБ в части отзыва лицензий, как мы видим, растет в последнее время. В краткосрочной перспективе лучшее Сбербанк-пр. В среднесрочной, учитывая то, что с началом следующего года вновь в США активизируются дебаты по дефициту бюджета и госдолгу, а так же разговоры о сокращении QE, банковский сектор, в целом, наверное, не лучший выбор. Но в рамках сектора Сбербанк, Сбербанк-пр, вероятно, останутся лучшим выбором относительно других бумаг.

3. [28.11.2013, 16:20]  Вероника Чекина

Банки второго эшелона малоликвидны, в условиях узкого рынка лучше оперировать фишками, прежде всего, на мой взгляд, акциями Сбербанка.

4. [28.11.2013, 16:25]  Георгий Ващенко

Ниже ВТБ? Если даже ВТБ торговался на минимуме по 0,6 BV, то что говорить об остальных? Все опасаются, что ЦБ усилит давление на сектор, нехорошие слухи относительно некоторых банков второго эшелона ходят по рынку, все это давит на котировки. Я сейчас ставлю на Сбербанк, он будет основным бенефициаром, если мелкие банки начнут закрываться.

29. [28.11.2013, 16:08]  MaximD78

Может пора закрыть эту лавочку и не морочить людям головы. Давно известный факт, что на бирже зарабатывает биржа и брокеры.

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:20]  Георгий Ващенко

А вы сделайте ход конем: купите акций самой биржи! И зарабатывайте вместе с ними! )

30. [28.11.2013, 16:10]  Magic

Уважаемые эксперты, хочется услышать ваше мнение по поводу "Ростелекома". Новостей по ним - вал. Чего ждать от эмитента и его акций?

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:15]  Роман Ткачук

Долгосрочный взгляд на компанию у нас позитивный. Но среднесрочно может быть что угодно

2. [28.11.2013, 16:26]  Вероника Чекина

Лолгосрочная рекомендация - покупать, но сейчас новостной фон противоречив, нет ясности по поводу СП с Теле2,

3. [28.11.2013, 16:48]  Георгий Ващенко

Долгосрочно - держать.

4. [28.11.2013, 17:25]  Дмитрий Голубовский

В секторе телекоммуникаций есть истории гораздо лучше. Покупать сейчас не стоит.

31. [28.11.2013, 16:22]  Azat_Musin

Можно узнать ваше мнение по поводу эмитента ОАО "ЦМТ" (WTCM), какие перспективы его бумаг на ваш взгляд, в целом данный эмитент очень стабилен, делает выплаты дивидендов, хорошие фундаментальные показатели и структура баланса.

Ответы:

1. [28.11.2013, 16:36]  Вероника Чекина

Сегодня в 14:30 котировки цмт взлетели до 11,699 (максимум с мая 2012 г.). это не вы, случайно в рынок зашли? А если серьезно, то еще раз повторю, что от неликвида лучше держаться подальше.

2. [28.11.2013, 17:47]  Дмитрий Голубовский

Это неликвид. Цена акции легко гуляет на 5% в день при минимальной активности. Сегодня подскочила аж на 20%. Очень большая цена входа в позицию. Нужна очень хорошая, твердая увеернность в будущем компании, чтобы платить такую цену.



Регистрация
Напомнить пароль